Профориентация. Профминимум
С 1 сентября 2023 года во всех школах страны введен профориентационный минимум.
Профориентационный минимум – комплекс мер по формированию готовности к профессиональному самоопределению обучающихся.
Программа рассчитана на обучающихся 6 – 11 классов общеобразовательных учреждений, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, родителей и педагогов, обучающихся среднего профессионального и высшего образования, представителей работодателей региона.
7 сентября 2023 был проведен в 6-11-х классах вводный урок "Моя Россия - мои горизонты", на котором обучающиеся отправились в увлекательное путешествие по разнообразным горизонтам нашей Родины. Урок был посвящен знакомству с различными отраслями экономики России и возможностями, которые они предоставляют. Цель урока – помочь обучающимся увидеть множество путей, которые открываются перед ними, и понять, каким образом они смогут внести свой вклад в развитие нашей страны.
Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.
Цель профориентационной работы в школе:
- оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
- выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
- Профессиональной просвещение;
- Профессиональная диагностика;
- Профессиональная консультация и др.
Этапы профориентации в школе:
Начальная школа, 1-4 классы
На этом этапе продолжается начатое в детском саду знакомство с профессиями через профориентационные уроки с приглашёнными специалистами, экскурсии, тематические внеклассные занятия, утренники и т.д. У школьников начальных классов происходит формирование ценностного отношения к труду, путём непосредственного включения в различные виды учебно-познавательной деятельности (игровую, трудовую, социальную, исследовательскую) развиваются интересы и потребность учиться.
Уже в начальной школе важно не упустить момент и вовремя заинтересовать ребят предстоящим выбором профессии. Большим подспорьем будет большое количество кружков, дополнительных занятий по интересам. Для учащихся с 3 класса можно постепенно вводить психологические игры и занятия.
Средняя школа, 5-7 классы
С переходом ребят в среднюю школу профориентация продолжается разнообразными играми: деловые, профориентационные, психологические. Этим достигается расширение знаний о мире профессий и предоставляется возможность сделать первые шаги в сторону выбора интересной для себя профессии. Школьники начинают осознавать свои интересы и возможности, приобретают базовые представления о направлениях возможных специальностей, знакомятся с требованиями, которые предъявляют различные профессии.
Средняя школа, 8-9 классы
С приближением первого выпускного класса и первых серьёзных государственных экзаменов профориентационная работа от игр и экскурсий переходит к целенаправленному содействию учащимися дальнейшего профиля обучения, который сузит круг возможного выбора профессий и облегчит дальнейший учебный и трудовой путь.
В 8-9 классах начинается активная диагностическая работа школьного психолога, проводятся уроки осознанного выбора профессии. Школьники изучают более серьёзные специальности, предъявляющие повышенные требования к сотрудникам (МЧС, образование, медицина и т.д.). Факультативные занятия и углублённые кружки по интересам начинают играть ещё большую роль в осознании собственных ценностей и интересов и осознанного выбора профессии.
Школьным психологом, совместно с учителями, проводятся индивидуальные и групповые консультирования по вопросам выбора той или иной профессии, адекватного соотношения интересов, способностей, здоровья ребёнка и требований профессии.
Старшеклассники, 10-11 классы
Это наиболее ответственный этап школьной профориентации, успешность которого во многом зависит от качественной работы в начальной и средней школе. Школьным психологом ещё больше расширяется консультационная деятельность для учащихся и их родителей. В школе проводятся презентации ведущих ВУЗов города, организуются экскурсии на дни открытых дверей.
Большое внимание уделяется саморазвитию и самоподготовке старшеклассников, обсуждение и возможные корректировки дальнейших профессиональных планов, окончательно формируются предпочтения к выбранным профессиям, производится оценка готовности к ним.
Формы профориентационной работы в школе
Работа с учениками
- Встречи с интересными людьми, представителями профессий, представителями высших учебных заведений и предприятий-работодателей.
- Экскурсии на предприятия.
- Кружки по интересам, учебные курсы, углублённое изучение предметов.
- Помощь в определении необходимости дополнительного образования и выборе курсов в школе или за её пределами.
- Анкетирование учащихся.
- Комплексное профориентационное сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе (консультации, тестирование, занятия, тренинги т.д.).
Работа с родителями
- Индивидуальные беседы и консультации для родителей учеников.
- Лекции для заинтересованных родителей об их вкладе в выборе ребёнком профессии и получении соответствующего образования.
- Проведение классных и общешкольных родительских собраний.
- Анкетирование родителей.
- Создание инициативной группы родителей, готовых помогать в организации и сопровождении экскурсий, привлекать интересных людей для выступлений перед классом или самостоятельно рассказать о своей профессии.
- Привлечение родителей для помощи с временным трудоустройством старшеклассников во время каникул.
Организационно-методическая деятельность
- Ведение профориентационной работы в МОУ СШ №110.
- Помощь учителям и сотрудникам школы в работе на площадке проекта Билет в будущее, диагностики и консультаций.
Ответственный за профориенационную работу:
Размерова Г.А., заместитель директора (пн. -пт. с 09.00-17.00; тел. 8 (8442) 42-37-09)
Координаторы профориентационной работы в образовательной организации:
- классные руководители,
- педагог-психолог,
- социальный педагог,
- библиотекарь,
- педагог-организатор,
- советник директора по воспитательной работе и взаимодействию с детскими общественными объединениями,
- учителя-предметники
Документы
Приказ №178 от 18.08.2023 "О введении Единой модели профессиональной ориентации в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя школа №110 Кировского района Волгограда» в 2023/2024 учебном году"
Проекты по профориентации для школьников
Тема профориентации поднялась на государственный уровень и шагнула далеко за рамки школьного образования. Проекты стали федеральными и каждая школа может к такому проекту присоединиться. Возможно, проведение масштабного конкурса проще, чем выстраивание профориентационной среды в каждой отдельной школе, а возможно, это дает лучшие результаты. Перечислим государственные профориентационные проекты, в которых можно участвовать индивидуально или от школы.
|
«Шоу профессий» – это проект ранней профориентации для школьников
#ШП #ШоуПрофессий #профессии #профориентация #будущее
«Шоу профессий» – это проект, который
в формате ярких видеороликов расскажет тебе о самых важных и интересных профессиях и профессиональных сферах.
|
|
Профориентационный проект, направленный на раскрытие талантов и осознанный выбор карьеры
Проект объединяет школьников, педагогов и родителей, в уникальном сотрудничестве, направленном на поддержку интересов, способностей и целей каждого участника.
Мы помогаем решить сложную задачу выбора карьеры.
К проекту также привлекаются психологи и эксперты, которые готовы помочь каждому выбрать свою специальность.
|
|
«БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА» — ВРЕМЯ ТВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
ЗДЕСЬ НЕ ОЦЕНИВАЮТ, А ЦЕНЯТ
«Большая перемена» – это проект для тех, кто готов менять себя и мир вокруг. Здесь ты найдешь друзей, получишь поддержку наставников и сможешь выиграть призы до 1 млн рублей.
|
|
Определиться с профессиональным будущим помогут тесты на профориентацию, составленные квалифицированными специалистами согласно действенным методологическим принципам. На странице этого сайта вы найдете самые разные бесплатные тесты на профессию. |
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ДИАГНОСТИКА – это набор методик, помогающих абитуриенту наметить направление дальнейшего образования, исходя из его склонностей, интересов, способностей и качеств личности.
Определиться с профессиональным будущим помогут тесты на профориентацию, составленные квалифицированными специалистами согласно действенным методологическим принципам. На странице этого сайта вы найдете самые разные бесплатные тесты на профессию. А также платные сервисы, которые включают расширенную диагностику и консультацию психолога-эксперта для индивидуального подбора профессий и учебных организаций. Воспользуйтесь функцией автоматического поиска, чтобы подобрать наиболее оптимальный онлайн тест.
Список интернет-ресурсов по профориентации:
- www.proforientator.ru – Центр Тестирования и Развития при МГУ «Гуманитарные технологии»
- www.edunews.ru – портал для абитуриентов
- www.profguide.ru - гид по профессиям, есть тест по профориентации
- www.vse-professii.ru – справочник профессий
- znanie.info/portal/ec-company.html - построение карьеры
- http://www.e-xecutive.ru/career/trades/
- www.ucheba.ru/prof
Ожидаемые результаты школьной профориентации
При наличии действующей системы школьной профориентации, сопровождающей ученика на протяжении всего времени обучения, у учащихся будет успешно сформировано сознательное отношение к труду и логически завершён процесс выбора профессии с учётом своих интересов, возможностей и требований, предъявляемых рынком труда. Результатом станет дальнейшая успешная социализация выпускников и их лёгкое вступление в профессиональный мир.
Мероприятия
1. Обучающиеся 6А, 6Б участвовали в мультимедийной Выставке - практикуме в рамках федерального проекта «Билет в будущее», которая проходила 15 сентября 2023 г. в 11.00 на базе исторического парка «Россия - Моя история» адресу: г. Волгоград, наб. 62-й Армии, 1Б. |
|
2. Учащиеся 9А участвовали в промышленной экскурсии в рамках федерального проекта «Билет в будущее» 22 сентября 2023 г. на базе Филиала ПАО «Россети Юг» «Волгоградэнерго» адресу: г. Волгоград, ул.Турбинная, 261, корп.1.
|
|
3. Обучающиеся 7В, 7Б участвовали в мультимедийной Выставке - практикуме в рамках федерального проекта «Билет в будущее» которая проводилась 20 октября 2023 г. в 09.00 на базе исторического парка «Россия - Моя история» адресу: г. Волгоград, наб. 62-й Армии, 1Б.
|
|
4. Обучающиеся 6В участвовали в мультимедийной Выставке - практикуме в рамках федерального проекта «Билет в будущее» которая проводилась 01 ноября 2023 г. в 11.00 на базе исторического парка «Россия - Моя история» адресу: г. Волгоград, наб. 62-й Армии, 1Б.
|
|
5. Учащиеся 9В, 8Г участвовали в промышленной экскурсии в рамках федерального проекта «Билет в будущее», которая проходила 10 ноября 2023 г. с 10.00 до 11.00.на базе ООО «Виво Маркет» адресу: г. Волгоград 400059, ул.им. Никитина, д.2, литер Е, помещение №37.
|
|
|